Открытый урок Тема: Поиграем. Лесные новости. Кто как к зиме готовится. Цели: Познакомить учащихся как дикие животные готовятся к зиме; способствовать развитию связной речи, внимания, памяти, логического мышления; воспитывать интерес к животным, уважительное и бережное обращение к природе. Оборудование: предметные картинки (животные), сюжетные картинки (как животные готовятся к зиме), таблички для игр, телевизор, диск «Мультфильмы», мультфильм «Стрекоза и муравей». Ход урока I. Организация класса. Психологическая поддержка. - Учащиеся встают в кружок, держась за руки; учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух: Мы умные! Мы дружные! Мы внимательные! Мы старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится! Учащиеся рассаживаются по местам. Карты расставлены полукругом. II. Сообщение темы урока. Сегодня у нас необычный урок. Нас ждет увлекательное путешествие. Мы с вами много путешествовали. Путешествовали в мир букв и звуков, в мир цифр, в мир птиц, в мир животных, А сегодня мы проведем путешествие в зимний лес. В лесу мы узнаем, как животные подготовились к зиме. Трещало с самого утра: Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит… (сорока). На доске появляется изображение птицы. -Что вы знаете об этой птице? Сегодня с самого утра сорока решала, что осень закончилась, наступила зима и пора проверить свои кладовые. Лесные животные услышали об этом и решили созвать лесное собрание. На этом собрание побываем и мы. Побывав на этом собрание мы узнаем как жители леса подготовились к зиме. На доске таблички Лесные новости | Кто как к зиме готовится | -И так мы отправляемся в путешествие, в лес. А так, как мы идем туда вгости, мы должны вести себя как пологается гостям: Учитель. Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй только, чур, не забывай. 1- ученик: Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. 2- ученик: Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. 3- ученик: Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать палкой бить. Учитель: Ты в лесу всего лишь гость, Здесь хозяин дуб и лось. Их покой побереги. Ведь они вам не враги! А пока мы идем в лес на лесное собрание, давайте вспомним стихотворение про лес. Речевая разминка. Ес-ес-ес-идем мы в лес. Су-су-су-тихо зимой в лесу. Ес-ес-ес-опустел зимний лес. Су-су-су холодно зимой в лесу. Вот мы и пришли. А кто пришел на лесное собрание, вы сможете узнать, отгадав загадки: 1. Пышный хвост торчит с верхушки Что за странная зверюшка: Щелкает орехи мелко, Ну, конечно, это … (Белка). 2. Кто зимой холодной В лесу бродит злой, голодный? (Волк). 3. Недотрога весь в иголках, Я живу в норе под елкой. Хоть открыты настежь двери, Но ко мне не ходят звери. (Еж). 4. Кто любит морковку И прыгает ловко. Портит в огороде грядки, Удирает без оглядки. (Заяц). 5. Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под снежный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь). 6. Посмотрите-ка какая- Вся горит, как золотая, Ходит в шубе дорогой, Хвост пушистый и большой. (Лиса). 7. По весне к нам с юга мчится Черная, как ворон, птица Для деревьев наших врач, Насекомых ест всех … (Грач). 8. Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю, Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (Воробей). На доске вывешиваются картинки с изображениями угаданных животных. Кажется, все собрались, и мы можем идти. Встали детки, пошли… Физкультминутка Раз по тропочке лесной, по лесной, по лесной, Прыгал зайка озорной. Мишку зайку догонял, догонял, Он вразвалочку шагал, он шагал. И нарядна, хороша, хороша, хороша, Шла лисичка, не спеша, не спеша. (Учащиеся изображают действия, движения животных). III. Объяснение темы урока. -А сейчас, ребята, вы должны вести себя тихо и внимательно слушать меня. Я расскажу вам, как лесные жители готовятся к зиме. Работа по сюжетным картинкам. 1. Сюжетная картинка «Медведь уходит в спячку». -Кого вы видите на этой картинке? -Кто знает, как называется жилище медведя? Медведь еще летом запасается толстым слоем жира. Осенью он готовит свою берлогу, а с приходом уходит туда и спит до самой весны. А так как, он подготовил себе уютное жилище и запасся толстым слоем жира, ему не страшна зимняя стужа. 2. Сюжетная картинка «Еж». -Кто это? -Чем покрыто тело ежика? -А знаете ли вы, для чего ему колючки? -Да, ребята, благодаря колючкам он спасается от своих врагов. Наступит зима. Попрячутся все букашки, жуки. Исчезнут грибы, ягоды. Голодно станет ежам. Поэтому они устраивают себе где-нибудь в укромном уголке гнездо из трав и листьев, заснут крепким сном на всю зиму до теплых весенних дней, как и медведь. 3. Картинка «Белка». -Может быть вы не поверите мне, Но я увидела грибы на сосне. Разве грибы на деревьях растут? Что-то совсем непонятное тут. Надеты на ветки маслята, опята. Кто их на зиму сушит ребята? -Правильно. Это белка. Белка делает себе запасы на зиму. -А что еще запасает белка? -Да, дети белка еще до прихода зимы запасет себе еду. Ведь зимой, когда выпадает снег, невозможно найти пищу. Она тащит все в свое жилище. -А где живет белка? -Как называется жилище белки? -У белки на зиму есть жилье, еда. -Страшна ли ей зима? 4. Картина «Заяц». -Кто изображен на этой картинке? -Какого он цвета здесь? -А какого цвета он был летом? Замена серого цвета белым спасает его зимой от хищных зверей. Летом и осенью ему легче найти себе еду, а вот зимой ему приходится трудно. В отличии от белки он не делает на зиму не запасов еды, не строит себе жилье. Днем он прячется где-нибудь под кустиком и спит, а как зайдет солнце, выходит из-за куста, послушает тихо ли кругом и побежит искать себе пищу под снегом. -Легко ли зайцу зимой? -Почему? 5. Картина «Лиса». Лиса тоже не готовит себе на зиму запасы еды. Зимой ее спасает отличный слух. Она за много метров слышит, как под снежным покровом возятся и пищат полевки-грызуны, похожие на мышей. Лапы лисицы к зиме обрастают густой шерстью так, что торчат только кончики пальцев. Лиса зимой как бы в валенках, и лапки ее не мерзнут даже в сильные морозы.
6. Картина «Волк». А вот серому волку зима не подарок. С приходом зимы волки не живут в большом лесу, они бегут стаями в травянистые болота, ближе к деревне. Волка спасают ноги. Он хитер и кровожаден. Нежданно-негаданно нагрянет ночью в деревню – берегись домашняя скотина: ягнята, бараны. Особенно достается гусям, они сами выдают себя, так как хорошо слышат любой шорох и поднимают тревогу, и сами указывают, где они. Но не всегда волку удается убежать от домашних собак. И приходится волку трудно. Оставшись голодным, волк может погибнуть и от голода и от холода.
7. Картина «Птица». -Кого вы видите на этой картинке? -Как вы думаете, куда улетают эти птицы? -Все ли пиццы улетают на юг? -Как называют птиц, которые улетают в теплые края? -А как называют птиц, которые остаются зимовать? -Ребята, как вы должны помогать зимующим птицам?
Вот я рассказала вам, как зимуют некоторые животные. Медведь и еж впадают в спячку, белка делает запасы еды на зиму, птицы улетают в теплые края, волк, лиса и заяц не делают ни запасов еды, не впадают в спячку.
Физкультминутка.
Солнце небо греет слабо, По ночам трещит мороз, Во дворе у Снежной бабы Побелел морковный нос, В речке встала вдруг вода Неподвижна и тверда. Вьюга злится, снег кружится Заметает все кругом Белоснежным серебром.
А сейчас, ребята, на некоторое время вы превратитесь в лесных жителей и проведете лесное собрание. (Дети надевают маски животных и рассказывают стихи). Итак, лесное собрание объявляется открытым.
Медведь: По завалам, по оврагам Шел медведь хозяйским шагом. -Отвечайте, звери, мне, Вы готовы ли к зиме?
Лиса: -Да, - ответила лисица, - Я связала рукавицы, Рукавицы новые, Мягкие, пуховые.
Заяц: -А у меня есть валенки, - Отвечал ему заинька, - Что мне вьюга, да метель Хочешь, Мишенька примерь.
Белка: Смотрит белка из дупла; -Я орешков припасла, Высоко мое дупло Там и сухо и тепло,
Ежик: Вылез ежик из листвы: -Про меня забыли вы, Здесь в кустах моя избушка, А в избе грибов кадушка.
Волк: -А мне запасы не нужны, Протяну я до весны.
Медведь: Обошел медведь весь лес И в берлогу спать залез. Лапу в пасть засунул он, И увидел сладкий сон.
IV. Закрепление. Игра «Не ошибись». На доске кармашки с надписями. Улетают на юг | Делают запасы на зиму | Впадают в спячку | Не впадают в спячку, не делают запасы на зиму |
Ученики вкладывают картинки, соответствующие надписям.
V. Релаксация. -Молодцы. Сегодня мне очень понравился Хасбулат, я хочу ему похлопать. А кто понравился тебе, Хасбулат? И т.д.
|