Вторник, 21.05.2024, 08:38Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS

Меню сайта
Форма входа
Категории
Окрытые уроки [6]
Главная » Статьи » Окрытые уроки

ТЕМА: «Белеет парус одинокий» по стихотворению М.Ю.Лермонтова.


(8 класс)
Выполнил: Учитель Ибрагимова Е.Н (учит. русс. яз. и чтения)Тема: «Белеет парус одинокий» по стихотворению М.Ю.Лермонтова.
Цель: развивать речь, память, мышление, внимание, беглое, выразительное чтение, пополнить словарный запас, прививать любовь к художественному искусству, музыТема: «Белеет парус одинокий» по стихотворению М.Ю.Лермонтова.Тема: «Белеет парус одинокий» по стихотворению М.Ю.Лермонтова.кальному, поэзии.
Оборудование: портреты А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтова, словарная работа, выставка книг, магнитофон, аудиокассета с записью романса, телефонная запись шума моря, рисунки с парусами, костюмы, реквизит.
Ход урока:
I. Орг.момент. Ребята, вы готовы к уроку? Да. Тогда начнем.
II. Сообщение темы урока и повторение пройденного.
- Итак, ребята, тема нашего урока «Белеет парус одинокий» по стихотворению «Парус» М.Ю.Лермонтова. Прежде чем мы продолжим знакомство с творчеством Лермонтова, давайте немного вспомним творчество А.С.Пушкина.
- Назовите даты жизни А.С.Пушкина. Сколько лет прожил поэт?
Учащиеся: 1799-1837 г.г. – 38 лет.
- В каком учебном заведении обучался А.С.Пушкин?
Учащиеся: Александр Пушкин обучался в закрытом учебном заведении – Царскосельский лицей.
- Из всех товарищей по лицею Пушкин особенно был дружен с Дельвигом и Пущиным, их привязанность не ослабла до самой смерти. «Мой первый друг, мой друг бесценный» - кому из своих друзей Саша Пушкин посвятил эти строки?
Учащиеся: Ивану Пущину.
- Давайте вспомним это стихотворение (дети читают стихотворение).
_ Молодец, Нариман.
- Вспомним, мои хорошие, с каким стихотворением впервые публично выступил Пушкин?Где это произошло?
Учащиеся: Он выступил на экзамене в Царскосельском лицее, со стихотворением «Воспоминания в Царскосельском селе».
- Что волновало лицеистов перед экзаменом? Чем был особенно взволнован Пушкин? Почему?
Учащиеся: Лицеистов, а особенно Пушкина волновало на экзамене присутствие Г.Р.Державина, патриарха российских поэтов, его стихи лицеисты знали наизусть.
- Мариночка, прочти нам, пожалуйста, отрывок из этого стихотворения.
- Кто с самого детства, кроме отца, дяди и бабушки был рядом с Пушкиным? Кого он любил до конца своей жизни?
Учащиеся: Няня Арина Родионовна.
- «Подруга дней моих суровых», так писал Пушкин своей няне.
Прочтите это стихотворение.
- Молодец, Андрей.
- Какую жизнь вел Пушкин после окончания лицея?
Учащиеся: Он часто бывает в театрах, любит балы, развлечения, влюбляется в светских дам, посвящает им стихи (чтение стихотворения «Я вас любил»).
_ каков был главный вопрос царя при беседе с Пушкиным по возвращении его из ссылки? О каком стихотворении шла речь?
Учащиеся: В ответе на вопрос царя, где бы он был 14 декабря 1825 года, если бы находился в Петербурге, поэт ответил, что был бы на Сенатской площади – в рядах восставших.
- Для поддержания ссыльных. Пушкин пишет стихотворение-письмо «Во глубине сибирских руд» (чтение стихотворения).
- «Пушкин имел полное право сказать о себе и своих творениях» – таким было справедливое замечание одного из литераторов («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»).
- Я, ребята, очень довольна тем, что вы хорошо знаете хоть маленькую часть творчества А.С.Пушкина.
- Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
III. Физминутка. (ребята под шум волн и крик чаек плывут на лодочке)
III. Основная часть. Изложение нового материала.
- Ну, а теперь перейдем к творчеству М.Ю.Лермонтова, а затем к стихотворению «Парус».
- скажите, ребята, можно ли Лермонтова назвать приемноком Пушкина, т.е. его продолжателем?
Учащиеся: Да, можно.
- Назовите даты жизни М.Ю.Лермонтова. сколько лет было поэту, когда он погиб?
Учащиеся: 1814-1841 г.г. – 27 лет.
- Когда Пушкин погиб на дуэли по Петербургу стало расходиться стихотворение «Смерть поэта», под которым стояло мало кому известное имя – Лермонтов (чтение стихотворения «Смерть поэта»).
- Так началась всенародная слава М.Ю.Лермонтова.
- Назовите связь между творчеством Пушкина и Лермонтова?
Учащиеся: И тот и другой выступали против царя, за короткую жизнь, ими написано очень много произведений, в смерти Пушкина и Лермонтова виноват царь и они оба погибли на дуэли.
- Я хочу, ребята, обратить ваше внимание на портрет Лермонтова.
Глубокий взгляд, красивые черты лица. Многие художники пытались написать портрет М.Юрьевича, но не всем это удавалось. Зато портреты Пушкина дополняли друг друга. Наши Лермонтов и Пушкин тоже неплохие, правда, ребята. Ну, а теперь стихотворение «Парус». «Белеет парус одинокий». Именно так звучала первая строка стихотворения «Парус» в его первоначальном чтении. Написано стихотворение в 1832 году. Поэту в то время было 18 лет. А им уже было написано немало прекрасных произведений. Вот вам сейчас 14-15 лет, а когда будет 18 вы тоже будете хорошими, добрыми, прекрасными людьми.
- Образ белеющего в морском тумане паруса, это образ одинокого человека со своими чувствами, переживаниями, настроением. Многие слова, выражения указывают, что поэт говорит о парусе как об одушевленном существе.
- В стихотворении Лермонтов показывает парус на море в плохую погоду и в бурю. И при прочтении этого стихотворения вы почувствуете это. А теперь слушайте. (чтение стихотворения «Парус»).
- Вам понравилось? А если, да, то скажите: какое состояние природы «нравится» парусу? Почему вы так думаете?
- Вы ведь слушали меня внимательно, скажите: что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
- Давайте посмотрим на наше стихотворение и на рисунки, и найдем какие строки подходят к первому рисунку, какие ко второму?
- А теперь найдите в учебнике строки, где Лермонтов под парусом подразумевает одинокого, беспокойного человека. (дети находят и читают эти строки).
- Какое состояние души нравится одинокому человеку, спокойное или буря? Где он ищет покой? Где ему хорошо? (в буре).
- А теперь, ребята, я предлагаю вам прослушать романс. Будьте внимательны. Потом мы подведем итог (звучит романс).
V. Итог урока:
1. Скажите пожалуйста, как называлась тема нашего урока?
2. Сколько лет было поэту, когда он написал это стихотворение?
3. Какое состояние души и природы нравилось парусу, человеку?
4. Что ищет он в стране далекой?
5. А теперь, ребята, прочтем это стихотворение по учебнику. Выделяем голосом состояние моря и паруса (работа с книгой).
6. Молодцы, ребята, вы все хорошо поработали. И я хочу выставить вам оценки (выставление оценок).
VI. Дополнительное задание.
Когда подведен итог урока, выставлены все оценки. Предлагаю вам немного пофантазировать и порисовать. Рисовать будем парус, но не просто парус, а парус в тихую погоду или в бурю, т.е. так как вы сейчас себя ощущаете.
VII. Урок окончен. До свидания.




Категория: Окрытые уроки | Добавил: specschool7 (29.03.2009)
Просмотров: 9523 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]