|
ТЕМА: «Белеет парус одинокий» по стихотворению М.Ю.Лермонтова.
(8 класс) Выполнил: Учитель Ибрагимова Е.Н (учит. русс. яз. и чтения)Тема: «Белеет парус одинокий» по стихотворению М.Ю.Лермонтова. Цель: развивать речь, память, мышление, внимание, беглое, выразительное чтение, пополнить словарный запас, прививать любовь к художественному искусству, музыТема: «Белеет парус одинокий» по стихотворению М.Ю.Лермонтова.Тема: «Белеет парус одинокий» по стихотворению М.Ю.Лермонтова.кальному, поэзии. Оборудование: портреты А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтова, словарная работа, выставка книг, магнитофон, аудиокассета с записью романса, телефонная запись шума моря, рисунки с парусами, костюмы, реквизит. Ход урока: I. Орг.момент. Ребята, вы готовы к уроку? Да. Тогда начнем. II. Сообщение темы урока и повторение пройденного. - Итак, ребята, тема нашего урока «Белеет парус одинокий» по стихотворению «Парус» М.Ю.Лермонтова. Прежде чем мы продолжим знакомство с творчеством Лермонтова, давайте немного вспомним творчество А.С.Пушкина. - Назовите даты жизни А.С.Пушкина. Сколько лет прожил поэт? Учащиеся: 1799-1837 г.г. – 38 лет. - В каком учебном заведении обучался А.С.Пушкин? Учащиеся: Александр Пушкин обучался в закрытом учебном заведении – Царскосельский лицей. - Из всех товарищей по лицею Пушкин особенно был дружен с Дельвигом и Пущиным, их привязанность не ослабла до самой смерти. «Мой первый друг, мой друг бесценный» - кому из своих друзей Саша Пушкин посвятил эти строки? Учащиеся: Ивану Пущину. - Давайте вспомним это стихотворение (дети читают стихотворение). _ Молодец, Нариман. - Вспомним, мои хорошие, с каким стихотворением впервые публично выступил Пушкин?Где это произошло? Учащиеся: Он выступил на экзамене в Царскосельском лицее, со стихотворением «Воспоминания в Царскосельском селе». - Что волновало лицеистов перед экзаменом? Чем был особенно взволнован Пушкин? Почему? Учащиеся: Лицеистов, а особенно Пушкина волновало на экзамене присутствие Г.Р.Державина, патриарха российских поэтов, его стихи лицеисты знали наизусть. - Мариночка, прочти нам, пожалуйста, отрывок из этого стихотворения. - Кто с самого детства, кроме отца, дяди и бабушки был рядом с Пушкиным? Кого он любил до конца своей жизни? Учащиеся: Няня Арина Родионовна. - «Подруга дней моих суровых», так писал Пушкин своей няне. Прочтите это стихотворение. - Молодец, Андрей. - Какую жизнь вел Пушкин после окончания лицея? Учащиеся: Он часто бывает в театрах, любит балы, развлечения, влюбляется в светских дам, посвящает им стихи (чтение стихотворения «Я вас любил»). _ каков был главный вопрос царя при беседе с Пушкиным по возвращении его из ссылки? О каком стихотворении шла речь? Учащиеся: В ответе на вопрос царя, где бы он был 14 декабря 1825 года, если бы находился в Петербурге, поэт ответил, что был бы на Сенатской площади – в рядах восставших. - Для поддержания ссыльных. Пушкин пишет стихотворение-письмо «Во глубине сибирских руд» (чтение стихотворения). - «Пушкин имел полное право сказать о себе и своих творениях» – таким было справедливое замечание одного из литераторов («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). - Я, ребята, очень довольна тем, что вы хорошо знаете хоть маленькую часть творчества А.С.Пушкина. - Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. III. Физминутка. (ребята под шум волн и крик чаек плывут на лодочке) III. Основная часть. Изложение нового материала. - Ну, а теперь перейдем к творчеству М.Ю.Лермонтова, а затем к стихотворению «Парус». - скажите, ребята, можно ли Лермонтова назвать приемноком Пушкина, т.е. его продолжателем? Учащиеся: Да, можно. - Назовите даты жизни М.Ю.Лермонтова. сколько лет было поэту, когда он погиб? Учащиеся: 1814-1841 г.г. – 27 лет. - Когда Пушкин погиб на дуэли по Петербургу стало расходиться стихотворение «Смерть поэта», под которым стояло мало кому известное имя – Лермонтов (чтение стихотворения «Смерть поэта»). - Так началась всенародная слава М.Ю.Лермонтова. - Назовите связь между творчеством Пушкина и Лермонтова? Учащиеся: И тот и другой выступали против царя, за короткую жизнь, ими написано очень много произведений, в смерти Пушкина и Лермонтова виноват царь и они оба погибли на дуэли. - Я хочу, ребята, обратить ваше внимание на портрет Лермонтова. Глубокий взгляд, красивые черты лица. Многие художники пытались написать портрет М.Юрьевича, но не всем это удавалось. Зато портреты Пушкина дополняли друг друга. Наши Лермонтов и Пушкин тоже неплохие, правда, ребята. Ну, а теперь стихотворение «Парус». «Белеет парус одинокий». Именно так звучала первая строка стихотворения «Парус» в его первоначальном чтении. Написано стихотворение в 1832 году. Поэту в то время было 18 лет. А им уже было написано немало прекрасных произведений. Вот вам сейчас 14-15 лет, а когда будет 18 вы тоже будете хорошими, добрыми, прекрасными людьми. - Образ белеющего в морском тумане паруса, это образ одинокого человека со своими чувствами, переживаниями, настроением. Многие слова, выражения указывают, что поэт говорит о парусе как об одушевленном существе. - В стихотворении Лермонтов показывает парус на море в плохую погоду и в бурю. И при прочтении этого стихотворения вы почувствуете это. А теперь слушайте. (чтение стихотворения «Парус»). - Вам понравилось? А если, да, то скажите: какое состояние природы «нравится» парусу? Почему вы так думаете? - Вы ведь слушали меня внимательно, скажите: что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? - Давайте посмотрим на наше стихотворение и на рисунки, и найдем какие строки подходят к первому рисунку, какие ко второму? - А теперь найдите в учебнике строки, где Лермонтов под парусом подразумевает одинокого, беспокойного человека. (дети находят и читают эти строки). - Какое состояние души нравится одинокому человеку, спокойное или буря? Где он ищет покой? Где ему хорошо? (в буре). - А теперь, ребята, я предлагаю вам прослушать романс. Будьте внимательны. Потом мы подведем итог (звучит романс). V. Итог урока: 1. Скажите пожалуйста, как называлась тема нашего урока? 2. Сколько лет было поэту, когда он написал это стихотворение? 3. Какое состояние души и природы нравилось парусу, человеку? 4. Что ищет он в стране далекой? 5. А теперь, ребята, прочтем это стихотворение по учебнику. Выделяем голосом состояние моря и паруса (работа с книгой). 6. Молодцы, ребята, вы все хорошо поработали. И я хочу выставить вам оценки (выставление оценок). VI. Дополнительное задание. Когда подведен итог урока, выставлены все оценки. Предлагаю вам немного пофантазировать и порисовать. Рисовать будем парус, но не просто парус, а парус в тихую погоду или в бурю, т.е. так как вы сейчас себя ощущаете. VII. Урок окончен. До свидания.
|
Категория: Окрытые уроки | Добавил: specschool7 (29.03.2009)
|
Просмотров: 9523 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|